Архитектурные памятники Киргизии
ГУМБЕЗ МАНАСА
В 15 километрах северо-восточнее города Таласа у подножия горы Манастын-Чокузы, что на берегу горной речки Кенкол, стоит на древнем киргизском кладбище «Гум-без Манаса». Это один из интереснейших памятников архитектуры Киргизии, известный в народе под названием «Манастын Кумбезю».
Таласская долина издревле была любимым местом оби-тания киргизского народа, одна из твердынь его борьбы за независимость, первой областью Тянь-Шаня, куда киргизы проникли в далеком прошлом. В XI—XII вв. в долине Таласа были сады и поля, весь район был известен своею развитой горной промышленностью, земледелием и скотоводством. Вдоль реки тянулась цепь оседлых поселений. После монгольского нашествия киргизы Таласской долин» перешли к кочевому образу жизни. Местность была превращена в пастбище.
Долина Таласа воспета в эпической поэме о Манасе, о его сорока богатырях («кырк-чоро»), о его сыне Семетее и верной жене Каныкей. Здесь много мест, которые предания киргизского народа связывают с Манасом, его жизнью и деятельностью: будь го урочище, скала, каменная глыба, холм или создания рук человека. Вот почему «Гумбез Манаса» народ связал со своим любимым легендарным богатырем-героем.
Согласно одному преданию, мавзолей построен сыном Манаса Семетеем, который привез тело отца, убитого врагами в Ахырташе (в 40 км восточнее Джамбула).
По другому, наиболее распространенному преданию «Гумбез Манаса» построен его женой Каныкей. В надписи на мавзолее Каныкей велела поставить имя невесты Манаса, чтобы скрыть от грабителей сокровища, схороненные в могиле мужа.
«Гумбез Манаса» давно привлекает к себе внимание ученых и любителей старины. Изучение его началось со второй половины XIX века и особенно после установления Советской власти.
В местности, где находится «Гумбез Манаса», когда-то было поселение. Следы его сохранились на северо-западном склоне горы Манастын-Чокузы, где в 40-х годах производились археологические раскопки.
Кладбище (гуристан), на котором воздвигнут мавзолей, безусловно древнего происхождения, что подтверждают находки археологов, относящиеся к XIV веку.
Поскольку в XIV веке Таласская долина была местом пастбищ для кочевого скотоводства и строительная дей* тельность носила другой характер, чем в районах Средней Азии с оседлой культурой, возникает вопрос, какими мастерами был воздвигнут «Гумбез Манаса» и как добывались строительные Материалы для этого сооружения. По рассказам местного населения, памятник был построен мастерами, приглашенными Каныкей из Бадахшана, Бухары, Самарканда и Кашгара. Особая глина завозилась из отдаленных уголков Кокандского ханства и в нее при изготовлении кирпича добавляли козью и коровью шерсть. Для придания большей прочности кирпичу его проваривали в чане, наполненном бараньим салом. Во время изучения памятника архитектуры в кирпиче обнаружена мелкая галька и ракушки, характерные для каменистого русла реки Кенкол. В то же время на некоторых кирпичах были замечены отпечатки лап собаки местной породы Тазы-Тайган, кошки, коз, козлят и даже волка, что свидетельствует о том, что кирпич изготовлялся и сушился на месте строительства. Обжигали и изготовляли кирпич недостаточно опытные мастера, т. к. в значительном количестве он имеет искривления формы, недожог и пережог. Автор проекта Мемор-архитектор, составивший план и фасад мавзолея, принадлежал к северо-туркестанской школе. Мастера-строители были не равноценной квалификации. Так, керамист, изготовивший резные плитки, допустил грубую ошибку. При изготовлении шаблона для плитки со словом «аль-мульк» («власть») он сделал его так, что на готовом изделии получил обратное изображение, вследствие чего надпись оказалась выполненной не справа налево, как это принято в арабском письме, а слева направо. В верхней полосе надпись оказалась опрокинутой вниз. Невысокая квалификация мастеров чувствуется и во многих других случаях. Например, не выдержана четкая разбивка орнаментации, образовавшиеся зазоры заполнялись случайными вырезками, нарушена общая симметрия расположения орнаментов на портале, кирпичная кладка слегка волниста. На памятнике есть две надписи. Первая надпись, выполненная куфическим почерком, содержит повторение одного и того же слова «ал-мульк», т. е. «власть». Вторая надпись обрамляет входную арку портала и начинается внизу восточного пилона, начало и конец надписи давно утрачены, что не позволяет точно установить по ней дату строительства памятника. Полная раешифровка надписи предложена А. М. Беле-ницгаш в 1938 году. В его переводе надпись гласит: «(Величественная гробница) добродетельной, целомудренной, скромной, идеала счастливых (женщин), зачинательницы благоугодных дел, четвертой (опоре) эпохи, славнейшей из женщин Кенизек Хатун, дочери эмира почитаемого, щедрого, источника щедрости и милости, помощника мечом и пером, Эмира Абуаки да скроет аллах их тайны и да сделает рай их местом пребывания! И было это в начале месяца Рамазана, а этот месяц благословенный года... четвертого».
Доктор археологии Массой М. Е. на основании изучения надписи, выполненной почерком «дивани», анализа титулатуры, т. е. лиц, упоминаемых в надписи, стиля архитектуры и конструкции самого мавзолея устанавливает дату строительства «Гумбеза Манаса». Это середина первой половины XIV века, т. е. пятница 6 мая 1334 года.
Первоначальный вид «Гумбез Манаса» был иной. За шесть веков исчезли наполовину резная терракота, верхняя часть портала и угловых колонн, многогранный шатер с возможным барабаном под ним.
Для конструктивного перехода от кубического по форме помещения к куполу применены на четырех углах внутри мавзолея паруса в виде стрельчатых арок. Купол стрельчатой формы выложен кольцевыми горизонтальными рядами кладки на алебастровом растворе с примесью песка и глины.
У основания купола сохранились остатки ребристого шестнадцатигранного шатра. Барабан и шатер были сложены из кирпича размером 36X18X6 см.
Главный фасад «Гумбеза Манаса» был сплошь облицован резными орнаментированными плитками, которые держались на алебастровом растворе и опирались на цоколь, сложенный из шлифованного кирпича.
Орнаментированные плитки выполнены из хорошо отмученной глины и превосходно обожжены. Размеры орнаментированных плиток и блоков различные, некоторые достигают в высоту 120 см. Толщина плоских плиток 4—5 см.
Угловые колонны портала и колонки входной ниши облицованы полыми орнаментированными блоками. Орнамент плотно насыщает поверхность облицовочных плиток и блоков; резьба глубокая, до 15—20 мм.
Стены внутри мавзолея оштукатурены алебастровым раствором. На внутренних стенах есть надписи и знаки, некоторые из них относятся к XVII в.
Пол возможно был выстлан кирпичом по глинопесчаной подготовке.
В настоящее время утеряна наполовину орнаментация и выломана кладка во многих местах мавзолея.«Гумбез Манаса» в смысле композиции представляет собою традиционное широко распространенное в зодчестве Средней Азии решение: это однокамерное сооружение с квадратным в плане помещением, перекрытым куполом. Размеры наружных стен 6,70—6,83X7,04—7,16 м,внутренних 4,38—4,45X4,84—4,52 м. Толщина стен колеблется от 1,18 до 1,36 метра. Высота «Гумбеза Манаса» 7 метров.
На западном и восточном фасадах устроены ниши со стрельчатыми арками. Портальная арка значительно больше боковых, ширина ее равна 2,20 м, глубина 0,84 м.
Композиция главного фасада симметричная, состоит из глубокой со стрельчатой аркой ниши со входом, лент орнаментов и двух угловых колонн, завершающих композицию фасада. Главное внимание архитектора было сосредоточено на нарядный декор. Разнообразных орнаментов насчитывается 15 типов. Орнаменты по своему виду делятся на геометрические и растительные. В растительном широко использованы мотивы народного киргизского орнамента.
«Гумбез Манаса» оказал большое влияние на дальнейшее развитие культовой архитектуры Киргизии. Мавзолеи близ сел Ключевое, Орловки, в колхозе «Кен-Арал» построены под непосредственным влиянием этого памятника. В архитектурной практике архитекторов Советской Киргизии также были использованы орнаментальные мотивы «Гумбеза Манаса».