Отдых в Кыргызстане

Кыргызстан

 

 

 

Архитектурные памятники Киргизии

 

ГУМБЕЗ МАНАСА

В 15 километрах северо-восточнее города Таласа у под­ножия горы Манастын-Чокузы, что на берегу горной реч­ки Кенкол, стоит на древнем киргизском кладбище «Гум-без Манаса». Это один из интереснейших памятников архитектуры Киргизии, известный в народе под названием «Манастын Кумбезю».

Таласская долина издревле была любимым местом оби-тания киргизского народа, одна из твердынь его борьбы за независимость, первой областью Тянь-Шаня, куда кирги­зы проникли в далеком прошлом. В XIXII вв. в долине Таласа были сады и поля, весь район был известен своею развитой горной промышленностью, земледелием и ското­водством. Вдоль реки тянулась цепь оседлых поселений. После монгольского нашествия киргизы Таласской долин» перешли к кочевому образу жизни. Местность была пре­вращена в пастбище.

Долина Таласа воспета в эпической поэме о Манасе, о его сорока богатырях («кырк-чоро»), о его сыне Семетее и верной жене Каныкей. Здесь много мест, которые преда­ния киргизского народа связывают с Манасом, его жизнью и деятельностью: будь го урочище, скала, каменная глыба, холм или создания рук человека. Вот почему «Гумбез Ма­наса» народ связал со своим любимым легендарным бога­тырем-героем.

Согласно одному преданию, мавзолей построен сыном Манаса Семетеем, который привез тело отца, убитого вра­гами в Ахырташе (в 40 км восточнее Джамбула).

По другому, наиболее распространенному преданию «Гумбез Манаса» построен его женой Каныкей. В надписи на мавзолее Каныкей велела поставить имя невесты Мана­са, чтобы скрыть от грабителей сокровища, схороненные в могиле мужа.

«Гумбез Манаса» давно привлекает к себе внимание ученых и любителей старины. Изучение его началось со второй половины XIX века и особенно после установления Советской власти.

В местности, где находится «Гумбез Манаса», когда-то было поселение. Следы его сохранились на северо-западном склоне горы Манастын-Чокузы, где в 40-х годах произво­дились археологические раскопки.

Кладбище (гуристан), на котором воздвигнут мавзолей, безусловно древнего происхождения, что подтверждают находки археологов, относящиеся к XIV веку.

Поскольку в XIV веке Таласская долина была местом пастбищ для кочевого скотоводства и строительная дей* тельность носила другой характер, чем в районах Средней Азии с оседлой культурой, возникает вопрос, какими ма­стерами был воздвигнут «Гумбез Манаса» и как добыва­лись строительные Материалы для этого сооружения. По рассказам местного населения, памятник был пост­роен мастерами, приглашенными Каныкей из Бадахшана, Бухары, Самарканда и Кашгара. Особая глина завозилась из отдаленных уголков Кокандского ханства и в нее при изготовлении кирпича добавляли козью и коровью шерсть. Для придания большей прочности кирпичу его проварива­ли в чане, наполненном бараньим салом. Во время изучения памятника архитектуры в кирпиче обнаружена мелкая галька и ракушки, характерные для каменистого русла реки Кенкол. В то же время на некото­рых кирпичах были замечены отпечатки лап собаки местной породы Тазы-Тайган, кошки, коз, козлят и даже волка, что свидетельствует о том, что кирпич изготовлялся и сушился на месте строительства. Обжигали и изготовляли кирпич недостаточно опытные мастера, т. к. в значительном количестве он имеет искрив­ления формы, недожог и пережог. Автор проекта Мемор-архитектор, составивший план и фасад мавзолея, принад­лежал к северо-туркестанской школе. Мастера-строители были не равноценной квалификации. Так, керамист, изго­товивший резные плитки, допустил грубую ошибку. При изготовлении шаблона для плитки со словом «аль-мульк» («власть») он сделал его так, что на готовом изделии по­лучил обратное изображение, вследствие чего надпись ока­залась выполненной не справа налево, как это принято в арабском письме, а слева направо. В верхней полосе над­пись оказалась опрокинутой вниз. Невысокая квалификация мастеров чувствуется и во многих других случаях. Например, не выдержана четкая разбивка орнаментации, образовавшиеся зазоры заполня­лись случайными вырезками, нарушена общая симметрия расположения орнаментов на портале, кирпичная кладка слегка волниста. На памятнике есть две надписи. Первая надпись, вы­полненная куфическим почерком, содержит повторение од­ного и того же слова «ал-мульк», т. е. «власть». Вторая надпись обрамляет входную арку портала и начинается внизу восточного пилона, начало и конец надписи давно утрачены, что не позволяет точно установить по ней дату строительства памятника. Полная раешифровка надписи предложена А. М. Беле-ницгаш в 1938 году. В его переводе надпись гласит: «(Ве­личественная гробница) добродетельной, целомудренной, скромной, идеала счастливых (женщин), зачинательницы благоугодных дел, четвертой (опоре) эпохи, славнейшей из женщин Кенизек Хатун, дочери эмира почитаемого, щед­рого, источника щедрости и милости, помощника мечом и пером, Эмира Абуаки да скроет аллах их тайны и да сделает рай их местом пребывания! И было это в начале месяца Рамазана, а этот месяц благословенный года... чет­вертого».

Доктор археологии Массой М. Е. на основании изуче­ния надписи, выполненной почерком «дивани», анализа титулатуры, т. е. лиц, упоминаемых в надписи, стиля архи­тектуры и конструкции самого мавзолея устанавливает дату строительства «Гумбеза Манаса». Это середина пер­вой половины XIV века, т. е. пятница 6 мая 1334 года.

Первоначальный вид «Гумбез Манаса» был иной. За шесть веков исчезли наполовину резная терракота, верх­няя часть портала и угловых колонн, многогранный шатер с возможным барабаном под ним.

«Гумбез Манаса» четко выделяется на фоне горы Ма настын-Чокузы и голубеющих горных хребтов Таласской долины. Расположен он на отлогом склоне на выравненной небольшой горизонтальной площадке. Фундамента под мавзолеем, в нашем понимании, нет. Цоколь здания сложен из крупных камней высотою 24—35 см и длиною до метра, на глиняном растворе. Пол не сохранился. Стены сложены из жженого кирпича квадратной формы на глиняном раст­воре, преобладающий размер кирпича 23X23X5 и 25 X Х25Х5 см. Кладка произведена по системе ложков в пе­ревязку швов, арки, паруса, купол стрельчатых очертаний возведены из того же кирпича, что и стены> но на алебаст­ровом растворе. Система кладки арок клинчатая.

Для конструктивного перехода от кубического по форме помещения к куполу применены на четырех углах внутри мавзолея паруса в виде стрельчатых арок. Купол стрель­чатой формы выложен кольцевыми горизонтальными ря­дами кладки на алебастровом растворе с примесью песка и глины.

У основания купола сохранились остатки ребристого шестнадцатигранного шатра. Барабан и шатер были сложе­ны из кирпича размером 36X18X6 см.

 

Главный фасад «Гумбеза Манаса» был сплошь облицо­ван резными орнаментированными плитками, которые дер­жались на алебастровом растворе и опирались на цоколь, сложенный из шлифованного кирпича.

Орнаментированные плитки выполнены из хорошо от­мученной глины и превосходно обожжены. Размеры орна­ментированных плиток и блоков различные, некоторые достигают в высоту 120 см. Толщина плоских плиток 4—5 см.

Угловые колонны портала и колонки входной ниши облицованы полыми орнаментированными блоками. Орнамент плотно насыщает поверхность облицовочных плиток и блоков; резьба глубокая, до 15—20 мм.

Стены внутри мавзолея оштукатурены алебастровым раствором. На внутренних стенах есть надписи и знаки, некоторые из них относятся к XVII в.

Пол возможно был выстлан кирпичом по глинопесчаной подготовке.

В настоящее время утеряна наполовину орнаментация и выломана кладка во многих местах мавзолея.«Гумбез Манаса» в смысле композиции представляет собою традиционное широко распространенное в зодчестве Средней Азии решение: это однокамерное сооружение с квадратным в плане помещением, перекрытым куполом. Размеры наружных стен 6,70—6,83X7,04—7,16 м,внутренних 4,38—4,45X4,84—4,52 м. Толщина стен ко­леблется от 1,18 до 1,36 метра. Высота «Гумбеза Манаса» 7 метров.

 

На западном и восточном фасадах устроены ниши со стрельчатыми арками. Портальная арка значительно боль­ше боковых, ширина ее равна 2,20 м, глубина 0,84 м.

 

Композиция главного фасада симметричная, состоит из глубокой со стрельчатой аркой ниши со входом, лент орна­ментов и двух угловых колонн, завершающих компози­цию фасада. Главное внимание архитектора было сосредо­точено на нарядный декор. Разнообразных орнаментов на­считывается 15 типов. Орнаменты по своему виду делятся на геометрические и растительные. В растительном широко использованы мотивы народного киргизского орнамента.

«Гумбез Манаса» оказал большое влияние на дальней­шее развитие культовой архитектуры Киргизии. Мавзолеи близ сел Ключевое, Орловки, в колхозе «Кен-Арал» пост­роены под непосредственным влиянием этого памятника. В архитектурной практике архитекторов Советской Кирги­зии также были использованы орнаментальные мотивы «Гумбеза Манаса».

 

Погода в Кыргызстане
Курс валют


Контакты

Телефон:

+996 772 84 88 62

e-mail: minscoz@mail.ru

 

РЕКЛАМА:

Лучшие санатории на Иссык-куле, сезона 2024, предлагает официальный сайт :

 

Опрос

Как часто Вы бываете на Иссык-Куле?